Цветы
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: первоцвет, мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик, подснежник, ромашка, колокольчик, василек, тюльпан, роза, алоэ, кактус, фиалка, бутон, лепесток, стебель, корень, листья, клумба, сад, лето, весна, почва. влага, тепло, свет, росток; глаголов: растут, цветут, выращивают, высаживают, сажают, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, греть, расцветать, распускаться, цвести; прилагательных: весенние, летние, первые, голубые, маленькие, душистый, нежный, хрупкий, полевой, лесной, комнатный, луговой, садовый, лечебный, яркий, красивый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий.
Игры и упражнения
Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Подснежник – подснежники – много подснежников
нарцисс — нарциссы – много нарциссов
одуванчик – тюльпан -
роза – ромашка –
колокольчик – ландыш –
маргаритка - пион -
Стебель – Цветок –
Бутон – Букет –
Луг – Лепесток -
Корешок – Листок -
Упражнение «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Подснежник – подснежничек
Игра «Посчитай».Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
1 маргаритка, 2 маргаритки, …, 5 маргариток…
Один тюльпан, два тюльпана,…пять тюльпанов,…
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение, добавляя к существительному подходящее прилагательное.
один маленький подснежник… одна душистая мимоза…
одна садовая роза и т.д.
Назовите первоцветы со звуком «Р»: Назовите первоцветы со звуком «Р»: примула, нарцисс, маргаритка, ирис. (для детей, у которых идёт процесс автоматизации «Р»)
Назовите первоцветы со звуком «Л»: примула, ландыш, фиалка. (для детей, у которых идёт процесс автоматизации «Л»)
Назовите первоцветы со звуком «ЛЬ»:тюльпан, лютик. (для детей, у которых идёт процесс автоматизации «ЛЬ»)
Назовите первоцветы со звуком «Ц»:медуница, нарцисс. <(для детей, у которых идёт процесс автоматизации «Ц»)
Назовите первоцветы со звуком «Ч»: мать-и-мачеха, одуванчик. <(для детей, у которых идёт процесс автоматизации «Ч»)
Назовите первоцветы со звуком «С»: подснежник, нарцисс, ирис. <(для детей, у которых идёт процесс автоматизации «С»)
«Поймай слово». Развитие слухового внимания.
Услышите слова – названия весенних цветов, хлопните в ладоши.
Солнце, подснежник, небо, нарцисс, книга, астра, картина, тюльпан, космонавт, маргаритка, ландыш, окно, роза, линейка, медуница.
«Телеграф».Деление слов на слоги.
Подснежник, нарцисс, тюльпан, маргаритка, ландыш, медуница, примула, одуванчик, мать-и-мачеха, пион, мимоза, ирис, фиалка.
Игра «Эхо» — назови первый звук.
Подснежник, нарцисс, тюльпан, маргаритка, ландыш, медуница, примула, одуванчик, мать-и-мачеха, пион, мимоза, ирис, фиалка.
«Подбери признаки».
Мать-и-мачеха (какая?) – …
Незабудки (какие?) — …
«Подбери родственные слова».
Подснежник – снег, снеговик, снежный, снежинка, Снегурочка, Белоснежка…
Цветок – цветник, цвет, цветной, разноцветный, цветочница, цветастый, первоцвет …
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика «Мак».
На пригорке вырос мак. (Пальцы левой руки собрать в щепоть)
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Перекрестить руки, помахать)
Быстро крыльями мелькает.
Облетели лепестки, (Правой рукой отогнуть пальцы левой)
Высох домик от жары.
Стал греметь как погремушка. (Пальцы сложить в щепоть)
Вот так славная игрушка! (Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).
|