Лексическая тема «Инструменты»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, дрова, винт, железо, золото, серебро, пух, вата, шерсть, ситец, капрон; глаголов: прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить. Забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, зажимать, собирать, разбирать, вскапывать, закапывать, выкапывать, перекапывать; прилагательных: кожаный, металлический, острый, серебряный, нейлоновый, дровяной, пуховый, стеклянный; наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
Образование существительных множественного числа в име¬нительном и родительном падежах «Один — много»
Лопата – лопаты – много лопат
Топор Пила
Метла Вилы
Молоток Отвёртка
Образование существительных И. и Р.п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
молоток — молоточек - молоточков;
ключ — ... нож — ...
гайка — ... гвоздь — ...
топор — ... грабли — ...
наперсток — …
Образование существительных от глаголов. «Кто что делает?»
Молотком - стучат, забивают
Пилой - пилят
Топором - рубят
Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).
Образование относительных прилагательных: «Из чего — какой?»
Из чугуна — чугунный;
из металла — ... из бумаги — ...
из стали — ... из резины — ...
из камня — ... из серебра — ...
из пластика — ... из золота — ...
из дуба — ... из синтетики — ...
из глины — ... из полиэтилена — ...
Из дерева — ... из железа — ...
из стекла —… из пластмассы —…
из кожи — ... из меха — ...
из шерсти — ...
Согласование числительных с существительными (2 пилы, 5 пил).
Усложнение: Один острый нож, два острых ножа... пять острых ножей.
Одни длинные ножницы...
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями «моя, мое, мои».
Составление предложения по опорным картинкам с предлогом, и определить первое, второе, третье слово в предложении.
Составление предложений с предлогами.
Заучивание наизусть:
ЛУЧШЕ ДЕЛА НЕ НАЙТИ
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора, без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши — От всей души!
Сверли, колоти —
Лучше дела не найти!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пила
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилить», двигая: ею вперед-назад.
Едет, едет взад-вперед,
На две части разоймет.
С ней работать я привык.
Вжик – вжик, вжик - вжик,
Рубанок
Положите ладонь на стол и сделайте несколько быстрых скользящих движений вперед-назад. Когда рука будет двигаться назад, приподнимите слегка ладонь над столом, не касаясь его поверхности.
Чтобы доски стали гладки,
Постругайте их, ребятки.
Струг-струг, струг-струг,
Стружки падают вокруг.
Молоток.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
Сам худ, Голова с пуд,
Стучит: «Тук, тук, Тук, тук».
Клещи
Указательный и большой пальцы правой руки слегка округлите и соедините — это «клещи». Остальные пальцы сожмите в кулак. В левой, руке будут «гвозди». Сожмите левую руку в кулак и поочередно, начиная с большого, распрямляйте пальцы — это «гвозди». «Клещами» захватите каждый «гвоздь» («захватывать» нужно кончик пальца), потяните его, а затем отпустите.
Отвёртка.
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
Надо нам отвертку взять
И вращать, вращать, вращать.
Загадка
Если гвозди не на месте, покажите «клещи» и несколько раз
Приготовить надо клещи сожмите и разожмите их
Тащи гвозди — раз, два, три захватывайте каждый пальчик, начиная с большого
Все достали — посмотри покажите ладонь левой руки с растопыренными пальцами
Придумай предложения с парами слов:
гвоздь — молоток;
игла — ткань;
пила — дрова;
лопата — яма.
Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.
Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
Без головы, а в шляпе, Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь).
Что бывает:
каменным — дом;
стеклянным — ...
бумажным — ...
металлическим
Опиши какой-нибудь инструмент, не называя его, а другие попробуют отгадать.
Какие инструменты и для чего ты взял бы с собой в поход?
Что делают:
топором — ..., молотком — ...,
лопатой — ..., граблями — ...,
ножницами .
Придумай предложения с парами слов:
строитель — дом; маляр — кисть; крановщик — кран.
МИНУТКА ОТДЫХА
Скороговорки
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!
Возле грядки —
Две лопатки.
Возле кадки —
Два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке —
И посадки
Все в порядке.
Их теперь
Полить пора!
|