Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
12:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учитель-логопеда

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  

11:21
Комплекс упражнений для занятий с детьми младшего возраста с особенностями речевого развития

Дорогие мамы, вот Ваш малыш уже и подрос, он уже уверенно топает по улицам самостоятельно, и вы каждый день прогуливаетесь с ним, подолгу «застревая» в песочнице.

Часто именно там, на детской площадке, наблюдая за карапузами полутора-двух лет, матери охотно делятся друг с другом советами, как воспитывать малыша, чем его кормить, как с ним играть и т. д. Каждая из них одновременно и нахваливает достижения своего ребенка и ревниво прислушивается к разговорам о достижениях других детей. Особенно много внимания мамы полутора-двух-летних детей уделяют тому, что нового сказал их малыш, с удовольствием передают интонацию и манеру речи своего дитяти, хвастают «богатством» его словарного запаса. После придирчивого сравнения своего ребенка с другими у некоторых матерей закрадываются подозрения, что их ребенок отстает от других в речевом развитии. Однако, вместо того, чтобы сравнивать количество слов, произносимых Вашим ребенком, со словарным запасом других детей, Вам следует уделять внимание другим факторам, которые могут реально указать на возможные в будущем проблемы развития речи.

В первую очередь, Вам следует прислушаться к тому, сколько слов уже усвоил ребенок вчера, сегодня, сколько слов он освоит через неделю, месяц. Именно отсутствие динамики в обогащении словарного запаса в течение нескольких месяцев должно насторожить Вас. Помимо этого, Вы, уважаемые мамы, должны знать и возрастные нормативы речевого развития, чтобы оценить, есть ли действительно отставание в речи у Вашего ребенка

Итак, Вас должно обеспокоить, если: в возрасте 1,5 лет: ребенок не может показать 1-2 части своего тела; не понимает простую инструкцию, вроде: «Отнеси бабушке...», «Брось мячик», «Возьми мыло» и т.д.; в словарном запасе его нет и 5-6 слов; ребенок не узнает и не показывает на картинке предметы, которые окружают его (куклу, стул, ложку и т.д); не реагирует адекватно на интонацию взрослого;

В возрасте 2-х лет: не может показать 3-4 части своего тела; словарный запас его меньше 50 слов; ребенок не понимает двухсоставную инструкцию, вроде: «Поцелуй маму и помаши ей ручкой», «Возьми машинку и поставь ее в гараж»; не может показать на сюжетной картинке, кто спит в кроватке, а кто сидит на коврике; в речи его нет предложения из 2 слов.

К трем годам: ребенок не говорит предложениями из 3-4 слов; не может называть в ответ на просьбу взрослого свое имя и кто он: мальчик или девочка; не проявляет интереса, не может выслушать коротких рассказов, потешек или сказок («Репка», «Колобок»), не понимает их.

Выявленное отставание должно заставить Вас более внимательно отнестись к речи ребенка, и, возможно, обратиться к специалисту, который развеет Ваши тревоги или порекомендует, с чего начать занятия с малышом. В дальнейшем, приступая самостоятельно к занятиям с ребенком или совместно с логопедом, родителям нужно знать, что именно может мешать их ребенку хорошо осваивать речь.

Это, во-первых, плохо развитая мускулатура органов речи. У детей, моторика артикуляционных органов которых развита слабо, будут трудности при формировании и закреплении артикуляционных укладов, при переключении органов артикуляции от одного движения к другому и т. д.

Поэтому если у Вашего ребенка были или есть проблемы с жеванием и глотанием пищи, если он очень долго сосал соску, если он не может в 2-3 года повторить за Вами простейшие движения (высунуть язык, закусить нижнюю губку, надуть щечки), значит, Вам нужно уделять особое внимание развитию мускулатуры органов речи. Во-вторых, мешать нормальному процессу освоения родного языка может нарушение слуха, ведь ребенок обучается речи, как и многому другому, по подражанию. Поэтому перед началом логопедических занятий Вам стоит сходить к врачу и убедиться,что слух ребенка в порядке. Кроме снижения слуха, возможно нарушение слухового восприятия, которое помогает ребенку различать разнообразные звуки, дифференцировать сходные по артикуляции звуки: п-б, т-д, с-з и т.д.

Еще одной причиной нарушения речевого развития является недостаток общения, в том числе и речевого. Подумайте, всегда ли вы готовы откликнуться на призыв малыша к сотрудничеству. Создание условий для установления благоприятного контакта ребенка и взрослого целиком в Ваших руках.

Что же могут сделать родители, чтобы преодолеть причины, мешающие нормальному речевому развитию ребенка? Мы надеемся, что забавные упражнения, описанные здесь и рассчитанные на еще не говорящих детей или плохо говорящих от 1 года до 3-4 лет, помогут в этом Вам и вашему ребенку.

Комплекс упражнений № 1

Цель: развивать восприятие ребенком своих губ, языка; развивать моторику органов речи

Упражнения

           «Игра в прятки с язычком или «дразнилки». Показывать язычок, как можно дальше высовывая его, затем прятать его.

           «Болтушка». Чуть высунув язычок сквозь зубки, легко покусывать его, приговаривать при этом, используя уже присутствующие в речи ребенка звуки, звукосочитания: тя-тя-тя, па-па-па

           улыбаться, не показывая зубов и «прятать» улыбку, переставая улыбаться.

           Улыбаться, «демонстрируя» свои зубы. Ребенка более старшего возраста (после 2-х лет) можно развлечь во время выполнения этого упражнения, усадив его перед зеркалом и помадой нарисовав на его поверхности 2 рожицы: одну с широкой улыбкой до ушей с закрытым ртом, вторую - улыбающуюся и показывающую зубы во всей красе. Заодно ребенок будет учиться соотносить свои движения со схематичным изображением.

           Разрешите себе и своему ребенку побаловаться на кухне. Наберите на свой палец или пальчик малыша варенье, мед, густой сироп, намажьте губы ребенка и попросите слизать.

           Заморозьте в холодильной камере сок или воду с сиропом. Прикладывайте кусочки этого льда к губам ребенка, не вытирайте ему рот, а также попросите облизнуть губы, «согреть» губки язычком.

           Поиграйте с ним в «волчат». Возьмите небольшой кусок марли или ткани, зажмите один его конец зубами. Оскальте зубы, помотайте головой, изображая волчонка, порычите. Дайте ребенку схватить другой край марли или ткани зубами, «посоревнуйтесь», кто перетянет, не выпуская ткань из зубов.

           Сделайте гримасу «злючки» и поупражняйте в ней ребенка, крепко сжав губы и нахмурившись.

           Устройте «бурю в тазике». Налейте в тазик или большую миску воду, пустите туда бумажный кораблик, дуйте на него, предлагая ребенку делать то же. Ребенку 3-4 лет можно предложить «побулькать», попускать пузыри в стакане с чистой водой.

           Покажите ребенку рисунок мордочки зайца или бобра, поупражняйтесь с ребенком, делая такую же мордочку, сильно закусив нижнюю губу и показывая верхние губы.

           Дайте ребенку пустую пластиковую бутылку и пусть он «дудит» в нее. Заодно пусть развиваются легкие.

           Покажите ребенку рисунок рыбки и «подышите», как карась, открывая и закрывая рот, как рыбка, «прихлопывая» губами и не сжимая при этом зубов.

           Покажите ребенку, как дуть в стакан, как набирать через соломку воду в рот и выдувать ее в раковину или другой стакан.

Ребенок нуждается в большей стимуляции для развития органов артикуляции. Не принимайте это за баловство, а помогите ему, позаботившись о его безопасности, помойте или продезинфицируйте грязные предметы, замените опасные вещи, которые он берет в рот, на леденцы, сухари и т.д. Все это поможет подготовить ребенка к более сложным артикуляционным упражнениям, облегчит работу логопеда, и, как следствие, улучшит речевое развитие ребенка.

Комплекс упражнений №2

Цель: помочь ребенку преодолеть страх перед речью; развить его речевую активность в пределах доступного для него речевого материала, побуждать его использовать при общении все, что он в состоянии выговорить, произнести; развивать слуховое восприятие (комплекс рассчитан на детей, еще не произносящих слова, но которым уже доступно звукоподражание, произнесение некоторых звуков и звукосочетаний).

Показывайте ребенку предметы домашнего обихода и придумывайте, как «озвучить» их (например, кран с текущей водой с-с-с-с-с; скрипящая дверь зь-зь-зь-зь; стук молотка т-т-т-т, и т.д). Если ребенок подхватывает игру, продолжайте ее так долго, пока ему не надоест. Находите новые речевые вариации, упражняя ребенка в произнесении разнообразных звуков.

Для детей более старшего возраста (2-2,5лет) можно усложнить это задание, используя вместо предметов картинки: телефон - «дзинь»; ребенок ловит мяч - «оп», ежик, везущий яблоко, - «пых» и т.д.

Для детей с низкой речевой активностью можно порекомендовать усилить эмоциональную окраску игр, занятий, на которых Вы побуждаете ребенка к речи. Например, построив дом из конструктора, позвольте ребенку разрушить его (тем более, что это свойственно для маленьких детей), отреагируйте при этом громко: «Вам!!!», «Бух!!!». В случае, когда ребенок хоть как-то подхватит Ваш возглас: «Ба», «А», «У», «Ух», «Бух», повторите всю ситуацию несколько раз.

Можете громко захлопнуть большую детскую книжку, прокомментировав это тоже громко: «Ляп» и побуждая ребенка повторить это, так как он может. Походите с ребенком, как великаны, проговаривая: «Топ-топ. Топ-топ», как гномики «Тип-топ. Тип-топ».

Во всех этих играх важно лишь, чтобы ребенок, соответственно своим возможностям, хоть как-то по подражанию оречевлял свои эмоции, произносил и совершенствовал звуки, слоги, прислушивался к тому, что говорит, и испытывал от этого удовольствие, желание продолжать говорить. Читая ребенку простые потешки, сопровождайте их движениями. Например, обыгрывая всем известную потешку.   

Мы ехали, мы ехали,

По кочкам, по кочкам,

В ямку - бух,

Раздавили сорок мух.

В 10-й или 20-й раз начните фразу: «В ямку - ...», выполните соответствующие движение, а закончить эту фразу предоставьте ребенку.

Потом можно будет, усложняя задание, давать возможность ребенку договаривать каждый последний слог или даже слово.

Поверьте, уважаемые родители, что, несмотря на простоту этих заданий, они дадут гораздо больше Вашему ребенку для развития речи на начальном этапе, чем обычные требования родителей: «Скажи «дай», «мяч», «шкаф» и т.д., в то время как малыш, в силу своих особенностей, не в состоянии еще выговорить эти слова. Если Ваш ребенок охотно слушает детские песни и пробует «подпевать», не важно как: «А-а-а-а-а», или «Та-та-та», или «Ля-ля-ля», попробуйте разнообразить его речевые реакции, под музыку вставляя в монотонное «а-а-а» другие гласные звуки: «аа-о-а», а в бесконечное: «та-та-та» либо «там», либо «да», интонационно выделяя эти слоги.

Для того, чтобы выполнять рекомендованные упражнения, Вам не требуется никаких дополнительных пособий или дидактических материалов. Надо лишь уделять речи ребенка 5-10 минут утром, днем и вечером. Если же все эти и некоторые другие упражнения не дадут желаемого толчка к появлению первых слов до трехлетнего возраста, тогда можно будет говорить о необходимости специально организованных занятий в коррекционных центрах, специальных группах детского сада, а также о необходимости координированной работы с ребенком специалистов смежных профессий - невропатолога, психолога и т.д.

Просмотров: 107 | Добавил: misselenakolesnikova2018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz