Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
23:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учитель-логопеда

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  

09:30
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Могут ли родители сами развить речь ребёнка?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи. Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: - нельзя "сюсюкать", т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка, -желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной, - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами, - следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом, - ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Советы учителя-логопеда. - Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. - Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно. - Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. - Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу. - Не забывайте развивать и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс. - Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, а так же сердечно-сосудистых заболеваний. - Как можно раньше отучайте ребёнка от соски. - Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть. - Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Игры для занятий с детьми дома: 1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. "Что это?" Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. Ход игры: родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, взрослый спрашивает: "Нина, что это?". Если ребенок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: "скажи: это кукла". 2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок. "Девочка кушает". Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход игры: Родитель: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Родитель: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Родитель: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Родитель: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой. 3. Развитие сенсорного восприятия. "Предмет и его изображение" Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: "Что это?". Тот отвечает: "Кубик". Взрослый, показывая на дощечку, спрашивает: "А где здесь кубик?". "Вот кубик", — ребенок показывает на изображение кубика. "А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик", — говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки. 4. Понятие о величине. "Покатаем мишек на машинах" Цель: закреплять в активном словаре детей понятия "большой—маленький". Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: "Какая это машина, а эта?". Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: "Большой мишка едет в большой машине, а маленький — едет в маленькой. Повтори!" 5. Понятие о цвете. "Собери пирамидку". Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая. Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: "Какого цвета?". Ребенок показывает. Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине. 6. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. "Птичка поет". Цель: учить детей растягивать губы в "улыбке". Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: "Посмотри, какая птичка". Заводит, ставит на стол: "Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и". Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. "Как поет птичка?". Ребенок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом. 7. Игры-разрядки. Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка. "Как прыгает зайчик?" Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход игры: родитель спрашивает: "Как прыгает зайка?". Ребенок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: "Прыг-скок, прыг-скок". В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребенком. "Ручки вверх и помашем ими" Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так. Ручки вниз. Ножками потопали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из-за стола и поиграть вместе с ним.
Просмотров: 44 | Добавил: misselenakolesnikova2018 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz